Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Профилактика безнадзорности и правонарушений
Законом № 120-ФЗ установлена система органов и учреждений, осуществляющих полномочия в данной отрасли:
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,
- органы управления социальной защитой населения,
- органы управления и учреждения в сфере образования,
- органы опеки и попечительства,
- органы по делам молодежи,
- органы управления здравоохранением,
- органы службы занятости,
- органы внутренних дел,
- учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции)
Кроме того, в деятельности по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в пределах своей компетенции участвуют:
- уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка;
- уполномоченный по правам ребенка в субъекте РФ;
- другие органы, учреждения и организации.
В системе профилактики безнадзорности школы и детские сады действуют в рамках своих полномочий (п. 3 ст. 4 Закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ). Например, наблюдают за детьми во время их пребывания в организации и уведомляют других участников системы, если выявляют случаи, угрожающие жизни, здоровью детей и их нравственному развитию.
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
- обеспечение защиты прав и законных интересов детей;
- социально-педагогическая реабилитация детей, находящихся в социально опасном положении;
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
Указанные выше органы и учреждения в пределах своей компетенции обеспечивают соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществляют их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявляют несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информируют:
- Орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
- Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- Орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
- Орган управления социальной защитой населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
- Орган внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления, других противоправных и (или) антиобщественных действий либо склоняющих их к суицидальным действиям или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, в отношении которых совершены противоправные деяния либо которые совершили правонарушение или антиобщественные действия;
- Уголовно-исполнительные инспекции - о выявлении состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях несовершеннолетних осужденных, нуждающихся в оказании социальной и психологической помощи, помощи в социальной адаптации, трудоустройстве, о выявленных случаях совершения ими правонарушения или антиобщественных действий, нарушения ими установленных судом запретов и (или) ограничений, уклонения несовершеннолетних осужденных, признанных больными наркоманией, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания, от прохождения курса лечения от наркомании, а также медицинской реабилитации либо социальной реабилитации или уклонения несовершеннолетних осужденных от исполнения возложенных на них судом обязанностей;
- Орган управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
- Орган, осуществляющий управление в сфере образования - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций или иных организаций, осуществляющих обучение, либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных организациях;
- Орган по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости;
- Орган службы занятости - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в трудоустройстве, а также о несовершеннолетних, оставивших образовательную организацию в установленных Федеральным законом N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" случаях и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в трудоустройстве.
Памятка для родителей «О мерах по профилактике правонарушений, беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних»
РОДИТЕЛИ ОБЯЗАНЫ:
1. Не допускать пребывания в общественных местах без их сопровождения детей и подростков в возрасте:
- до 7 лет – круглосуточно;
- от 7 до 14 лет – с 21 часа до 6 часов утра;
- от 14 до 18 лет – от 22 часов до 6 часов.
2. Не допускать пребывания без их сопровождения детей и подростков в организациях общественного питания, где производится распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготовляемых на его основе.
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ (ДО 18 ЛЕТ) ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
1. Употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков.
2. Курение табака.
3. Пребывание в игорных заведениях.
4. Нахождение во время учебного процесса в игровых клубах, интернет-залах и других развлекательных заведениях.
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИМЕНИТЬ ФИЗИЧЕСКОЕ НАКАЗАНИЕ К РЕБЕНКУ, ОСТАНОВИТЕСЬ!
Физические наказания:
1.Преподают ребенку урок насилия.
2. Нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок - что он любим.
3. Учат ребенка принимать противоречивые доказательства: "Я бью тебя для твоего собственного блага". Мозг ребенка хранит эту информацию.
4. Вызывают гнев и желание отомстить.
5. Разрушают восприимчивость к собственному страданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.
Какой урок из этого выносит ребенок?
1.Ребенок не заслуживает уважения.
2. Хорошему можно научиться посредством наказания (оно обычно учит ребенка желанию наказывать, в свою очередь других).
3. Насилие - это проявление любви (на этой почве вырастают многие извращения).
4. От взрослых нет защиты.
Последствия:
1.Насмешки над слабыми и беззащитными.
2. Драки со сверстниками.
3. Унижением девочек, символизирующих мать.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
1. Подавайте хороший пример. Угрозы, психическое давление, оскорбления и т.п. редко улучшают ситуацию. Ваш ребенок берет за образец Ваше поведение и будет учиться у Вас как справляться с гневом без применения силы.
2. Нельзя недооценивать важность слов "я тебя люблю". Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поцелуях, объятиях, дружеских похлопываниях по плечу. Они хотят слышать " Я горжусь тобой!"
3. Говорите со своими детьми о насилии. Поощряйте их желание говорить с Вами о своих страхах, о своем гневе и печали. Родители должны слышать тревоги своих детей, разделять их интересы и чувства, а также давать хорошие советы. Вы сможете своей поддержкой предотвратить дальнейшее насилие.
4. Будьте такими родителями, которым ребенок сможет рассказать обо всем, что с ним случится. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда будете любить его.
ЗАПОВЕДИ РОДИТЕЛЯ
1. Никогда не занимайтесь воспитанием в плохом настроении. Основой эффективного стиля обучения в семье является положительная эмоциональная установка: хорошее настроение, спокойствие, расположенность к общению.
2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу. Дети не повторяют жизнь родителей, им суждено пройти свой путь. И они необязательно хотят того же что и вы. Поэтому, лучше всего договоритесь о каких-то принципиальных пунктах.
3. Предоставьте самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг. Не подменяйте воспитание опекой. Взрослые не любят, когда вмешиваются в их дела, руководят поступками, навязывают готовые решения, копаются в мелочах. Дети - тоже.
4. Лучше всего не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели. При этом очень важны эмоциональное стимулирование, немедленная реакция на каждое достижение ребенка.
5. Не пропустите момент, когда достигнут первый успех. Никогда не ждите особого случая - хвалите ребенка за каждый удачный шаг. Этим вы эмоционально поддержите его.
6. Своевременно сделать замечание, оценить поступок сразу и сделать паузу – дать осознать услышанное. Любое замечание надо делать сразу после ошибки.
7. Главное оценить поступок, а не личность.
Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно. Если критикуют поступок, конкретную ошибку, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и не нужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т.д. Из строгого, даже жесткого, но спокойно и справедливого анализа поступка рождается вера в свои силы, в справедливость родителя, в его последовательность.
8. Прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте почувствовать, что сочувствуете его ошибке, верите в него, несмотря на оплошность.
9. Воспитатель должен быть строгим, но добрым.


