МКОУ "Ичкинская средняя общеобразовательная школа"
641848, Курганская область, Шадринский муниципальный округ, село Ичкино, улица Школьная, 12
  • Подготовка Детский сад 01 января

    Консультация для родителей "Готовность к школьному обучению"

    Начало школьного обучения – очень важный этап на жизненном пути каждого ребенка. Несмотря на то, что данным вопросом педагоги занимаются уже достаточно давно, все равно у родителей возникают вопросы: «В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в шесть или в семь лет? Справится ли ребенок со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе?»

    Начало школьного обучения – очень важный этап на жизненном пути каждого ребенка. Несмотря на то, что данным вопросом педагоги занимаются уже достаточно давно, все равно у родителей  возникают вопросы: «В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в шесть или в семь лет? Справится ли ребенок со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе?»

    Эти вопросы, безусловно беспокоят родителей будущих первоклассников и это понятно, ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и в конечном счете благополучие в его школьной и взрослой жизни.

    Что же такое готовность к школе?

    Готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

    Выделяют несколько видов готовности:

    1. Физическая готовность – готовность, которая определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья.
    Практика обучения в 1 классе показывает, что наибольшие трудности у первоклассников в период обучения возникают при выполнении графических упражнений, поскольку мелкие мышцы кистей рук, обеспечивающие точные и тонко координированные движения при письме, развиты еще не достаточно. Именно поэтому первоклассникам так трудно писать, и при выполнении графических упражнений они быстро устают.

    Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:
    - массаж кистей рук;
    - пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
    - лепка из глины;
    - выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);
    - выполнение «закручивающих» движений (закручивание гаек в конструкторе);
    - игра театр теней;
    - специальные упражнения для подготовки руки к письму (например, на столе лежит десять - пятнадцать карандашей или счетных палочек. Одной рукой надо собрать их в кулак, беря по одной штуке, затем также по одной положить на стол выполнять, не помогая второй рукой).

    2. Специальная готовность определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения школьных предметов.

    Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу? (по Венгеру Л.А):
    1. Свое имя, отчество и фамилию. 
    2. Свой возраст (желательно дату рождения). 
    3. Свой домашний адрес. 
    4. Свой город (село) и его главные достопримечательности. 
    5. Страну, в которой живет. 
    6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
    7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года). 
    8. Домашних животных и их детенышей. 
    9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей. 
    10.Транспорт наземный, водный, воздушный. 
    11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды. 
    12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки. 
    13.Знать великих русских поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева и др. и некоторые их произведения для детей. 14.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. 
    15.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх - низ и т.д.). 
    16.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке. 
    17.Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов. 
    18.Различать гласные и согласные звуки. 
    19.Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков. 
    20.Определять количество и последовательность звуков в словах типа "мак", "дом", "суп", "дубы", "сани", "зубы", "осы". 
    21.Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет). 
    22.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные пинии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов. 
    23.Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10. 
    24.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 - 35 минут). 
    25.Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя

    Также необходимо иметь навыки учебной работы:
    - посадка за партой;
    - способ удерживания ручки, карандаша;
    - ориентация на странице в тетради, книге (например, где расположены правая, левая, верхняя и нижняя стороны листа и его середина; мог найти нужную строчку, провести линию в нужном направлении на заданное количество клеточек; имел представление о том, что начинать писать надо слева в верхней части листа, а не посередине, как это делает большинство дошкольников).

    Для развития данного вида готовности очень важно расширять кругозор дошкольников: читайте больше книг, посещайте новые места, наблюдайте вместе за окружающим миром, не уставайте отвечать на 1000 вопросов дошкольников.

    3. Психологическая готовность - комплексная характеристика ребенка, при которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. Она включает в себя несколько подвидов:

    - интеллектуальная готовность заключается в уровне развития мыслительных процессов дошкольников: способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

    Для развития интеллектуальной готовности подойдут различные игры на развитие памяти, внимания, мышления и других познавательных процессов.

    - эмоционально-волевая готовность - это умение ребенка управлять своим поведением, организовывать свою работу. Сюда входит умение самостоятельно выполнять последовательность действий, воспроизведение наглядных образцов, действие по устной инструкции взрослого, подчинение свои действия правилу. 

    Как развивать волю будущего школьника? 
    1. Полезно, если ребенок заранее привыкнет к смене деятельности, например, спокойная работа за столом будет чередоваться с подвижными играми (особенно важно это для возбудимых, подвижных детей). Так им будет легче сдерживать свой порыв встать и побегать посреди занятия, ведь они будут знать, что для этого есть специальное время. 
    2. Объемные задания пугают ребенка, подавляют его, поэтому он часто теряет уверенность в себе, сомневается в возможности достижения положительного результата. Именно поэтому лучше, давая ребенку объемное задание, членить его на численно и содержательно обозримые этапы с промежуточным контролем и напоминанием о способах действия и конечной цели. Это повышает общую целенаправленность действий, формирует умение самостоятельно и последовательно контролировать себя. 
    3. Неудача в достижении цели может лишить ребенка стимула; если же ему сопутствует успех, то он стремится довести работу до конца, преодолевая возникающие трудности, именно поэтому важно очень осторожно указывать ребенку на неудачи и ошибки. 
    4. Волевые качества поможет развить игра по правилам (от примитивных «ходилок» с кубиком до шахмат, домино и пр.). Ведь именно такие игры учат спокойно дожидаться своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и др. Также может быть сюжетно-ролевая игра, например, в «Школу», где Вы, взяв на себя роль учителя, будете давать несложные, но скучные на первый взгляд задания, например, рисование палочек или крючочков в тетради, обвести трафареты, посчитать в прямом и обратном порядке, решить задачку и т.д. В игре дети лучше всего включают свои волевые процессы.
    5. Несложные задания, которые ребёнок будет выполнять по инструкции. Например, взять карандаш или фломастер определённого цвета, открыть книгу на нужной странице, отступить от края страницы три клеточки вниз и пять клеточек справа и т.д. 
    6. Дидактические игры с чёткими правилами и чёткой инструкцией, конструирование по образцу и по схеме, пересказ сказок или рассказов по схематическому плану и пр. 

    - личностная готовность предполагает принятие ребенком нового социального положения школьника.

    В данном виде готовности родителям очень важно обратить внимание на развитие школьной мотивации к обучению.

    Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание ПОЙТИ в школу и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все - и классы, и учитель, и занятия являются новыми. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит дома с мамой. Конечно, такая позиция формируется почти у всех детей к 7 годам, однако если ребенок часто слышит в доме разговоры о том, что в школе неинтересно, что это только трата времени и сил, если он видит, что отношение к нему и к его занятиям в семье не меняется от того, что он идет в школу, то такая позиция может и не сформироваться вообще. Важно также рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он там будет выполнять. На доступных примерах уже пятилетним детям можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Все это способствует формированию у ребенка «внутренней позиции школьника». 

    Что нужно делать родителям для развития коммуникативных навыков дошкольников?
    1.Подавайте позитивный пример. Если родители разговаривают друг с другом при ребенке, а не занимаются каждый своим делом, малыш будет активно брать пример с мамы и папы.
    2.Разговаривайте с ребенком. Даже недавно родившиеся дети реагируют на обращенную к ним речь. Родителям следует обращаться к ребенку, комментировать свои действия, читать вслух сказки. Очень важно обсуждать с ним впечатления, полученные за день, задавать вопросы, требующие развернутого ответа, и т.д. 
    3.Читайте ребенку сказки с последующим обсуждением мотивов поведения персонажей. Задавайте как можно больше вопросов: «Почему герой повел себя определенным образом?», «Почему герою не удалось добиться цели?», «Что бы ты делал на месте персонажа?» и т.д.
    4.Поощряйте общение ребенка со сверстниками. Развивающие группы, игровые площадки способствуют быстрому развитию коммуникативных навыков. Изоляция же малыша может стать причиной серьезных проблем с адаптацией в коллективе в будущем.
    5.Мягко объясняйте, что некоторые формы коммуникативного поведения социально недопустимы.
    6. Коммуникативное развитие у дошкольников осуществляется в процессе игры: ребенок учится понимать глубинные мотивы поведения и осваивает базовые навыки человеческой коммуникации. Поэтому очень важно организовать различные виды игр, это могут быть:
    - игры-драматизации - театрализованные представления или домашние мини-спектакли дома;
    - ролевые игры, в которых ребенок учиться оценивать свои поступки, вести себя в соответствии с выбранной ролью (например, учитель, ученик и т.д.);
    - игры по правилам учат детей взаимодействовать друг с другом, соблюдая всевозможные условия: игровые правила, очередность хода и т.д.;
    - пластические этюды, направленные на развитие мимики, жестов ребенка, способности  распознавания эмоций и чувств человека (например, игра "Тренируем эмоции". 

    Попросите ребенка нахмуриться - как: - осенняя туча, - рассерженный человек, - злая волшебница. Улыбнуться, как: - кот на солнце, - само солнце, - как Буратино, - как хитрая лиса, - как радостный ребенок, - как будто ты увидел чудо).

    Таким образом, несформированность одного из компонентов школьной готовности может привести к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и социально-психологической сфере. Для того, чтобы избежать многих этих проблем, необходимо  до поступления в школу подготовить ребёнка к предстоящим в их жизни изменениям. 

    Желаем Вам удачи в подготовке к школьному обучению, пусть школьные годы станут для ребенка одним из счастливых в его жизни!
     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie